Среди шедевров русского авангарда
Пунин, Н.Н. Сказ грамотным детям / рис. П. Митурича. [Пг.: Издание отдела изобразительных искусств комиссариата народного просвещения, 1919]. 10 с., ил. 23,4 × 22 см. В издательской литографированной обложке. В левом углу передней части обложки небольшое пятно от снятой этикетки, на первой странице номер 57. Большая редкость.
Одна из первых работ художника П. Митурича. Н. Пунин писал о ранних работах Митурича: «В первые годы своей художественной работы П.В. Митурич получил признание и как мастер рисунка, и как своеобразный мастер живописи». В «Сказе грамотным детям» — настоящие литографии. На обложке изображены черные с золотым человечки — символы, «знаки» детей. Причудливое, очень условное, не очень детское (как и пунинский текст) графическое решение.
Для книжной графики Митурича-старшего, отчасти продолжающей традиции русской футуристической книги предреволюционных лет, характерны конструктивность ритмической композиции, лаконичность форм, экспрессия штриха или долгой вьющейся линии. Как, например, для книги Н. Пунина «Сказ грамотным детям» не очень детское графическое решение: на обложке изображены черные с золотым человечки — символы, «знаки» детей. Среди оформленных Митуричем-старшим изданий: «Сказ грамотным детям» Н.Н. Пунина (тушь, золото, изд. 1918), «Разин» В.В. Хлебникова (тушь, 1919), «Рояль в детской» А. Лурье (тушь, изд. 1920).
Так получилось в истории советского детского книгопечатания, что гонимые и расстрелянные ГПУ — НКВД поэты, писатели и художники, создали наиболее значимые шедевры детской полиграфии. Это и Хармс, и Пастернак, и Мандельштам, и Клуцис, и Ермолаева, и Пунин и др. В нашем случае Н.Н. Пунин прошел свой путь отношений с ГПУ/НКВД до трагического конца...
Русская детская книжка картинка, 1900-1941, с. 68.