Особый экземпляр
Азбука в рисунках Вл. Конашевича. Пг.: Издание Т-ва Р. Голике и А. Вильборг, 1918. [40] с.: ил. 28,5×23,5 см. В издательской орнаментированной обложке. Реставрация обложки (на корешке и уголках), незначительные загрязнения страниц от перелистывания, небольшая реставрация уголков нескольких страниц, блок преимущественно чистый; печати бук. магазинов на последнем листе, владельческий штемпельный экслибрис «Собрание АБ» на с. 2 обложки и обороте тит. листа. Хорошая сохранность экземпляра.
Из части тиража со сброшюрованными листами. Особый экземпляр в цветной литографированной обложке с растительным орнаментом; на с. 1 обложки бумажная наклейка с названием, раскрашенным от руки. Такая обложка встречается намного реже двух других вариантов (с виньеткой в три цвета и просто шрифтовой).
Первая иллюстрированная книга выдающегося российского графика Владимира Конашевича (1888-1963). «Азбука» Конашевича по праву должна быть причислена к важным памятникам своей эпохи, так как является одним из первых учебных пособий, напечатанных по новой орфографии согласно декретам Советской власти от 23 декабря 1917 г. и 10 октября 1918 г. — без «еров» и «ятей». С другой стороны, в азбуку вошли буквы «фита» и «ижица». Входит в золотой фонд полиграфической культуры России. Редкость!
Книга родилась из переписки художника с женой и дочкой: в это время его семья застряла на Урале, отрезанном от молодой Советской республики армией Колчака. «Папа писал маме письма, а мне присылал картинки. На каждую букву алфавита, — вспоминала дочь художника Ольга Чайко. — Мне было уже четыре года, и, очевидно, он считал, что пора уже знать буквы». Один из знакомых Конашевича увидел эти рисунки и предложил их издать на отдельных листах, вложенных в папку и отнес к издателям Р.Р. Голике и А.И. Вильборг — те немедленно решили их опубликовать. В «Азбуке» Конашевич заложил свои принципы рисования для детей: предмет необходимо изображать полностью, без перспективных искажений и светотени, а композиция должна быть предельно проста: «Ребенок с первого взгляда должен понимать картинку, то есть уяснить себе изображенное на ней событие». Но главным, что отличало работы Конашевича, было его умение передать теплоту отношения к детям без взрослого иронически-снисходительного взгляда. В книгу вошло 36 карандашных рисунков, расцвеченных акварелью, — изображений людей, животных, растений, предметов. Художник выполнил также титульный лист, обложку и завершающую сюжетную виньетку: венок из роз, где цветы переплетены с буквами.
Книга для гурманов № 16, Библиохроника, т. 1, № 167, Молок Ю.А. «Владимир Михайлович Конашевич», с. 235.
Продажи: «Литфонд» № 1 — 160 000 руб., № 2 — 100 000 руб., № 9 — 170 000 руб.