ЗавершёнАукцион № 194, Редкие книги, автографы, фотографии, ...Подробнее
    Аукцион №194
    28 ноября 2019 года

    Редкие книги, автографы, фотографии, исторические бумаги, плакаты и открытки

    28 ноября Аукционный дом «Литфонд» проведет аукцион редких книг, рукописей, автографов, фотографий, увражей, плакатов, исторических бумаг, открыток и других редких предметов.

Лот 26

лот 26
Каталог аукциона
[Подделка главной дезидераты] Ганц Кюхельгартен. Идиллия в картинах. (Писано в 1827) / соч. В. Алова [Н.В. Гоголя]. СПб.: Тип. А. Плюшара, 1829.
Эстимейт:
99 000 – 100 000 руб.
Финальная ставка:
300 000 руб. €3 010 $3 250
  • По официальному курсу ЦБ РФ на 29 марта
  • Евро99.71 руб.
  • Доллар США92.26 руб.
просмотров: 4 490

Подделка главной дезидераты

Ганц Кюхельгартен. Идиллия в картинах. (Писано в 1827) / соч. В. Алова [Н.В. Гоголя]. СПб.: Тип. А. Плюшара, 1829. 4, 71 с. 14,5×11 см. Во владельческом полукожаном переплете кон. XIX в. Потертости переплета. На форзаце экслибрис библиотеки Тифлисской духовной семинарии. На титульном листе ее же печать. Отпечатано на бумаге верже с нечитаемыми филигранями (фрагменты их видны у полей нескольких первых и последних страниц).

Из «Рассказов о книгах» Смирнова-Сокольского: Этот рассказ приходится начинать с книги, которой у меня нет и которой мне, пожалуй, уже не достать. Один раз (в начале тридцатых годов) она поманила возможностью прийти ко мне на полки, но обстоятельства сложились так, что я должен был ее уступить. Книга ушла в государственное хранилище. Это была редчайшая из редких русских книг — первая прижизненная книга молодого Николая Васильевича Гоголя — «Ганц Кюхельгартен».

Написанная стихами, эта «Идиллия в картинах» была выпущена Гоголем под псевдонимом «В. Алов» в 1829 году. Гоголю было в это время всего 20 лет.

Книга поступила в магазины в конце июня 1829 года и оставалась в продаже около месяца, не вызвав решительно никакого спроса.

Зато появилась резко отрицательная рецензия Н. Полевого в «Московском телеграфе» и такая же в «Северной пчеле», гласившая, что «свет ничего бы не потерял, когда бы сия первая попытка юного таланта залежалась под спудом». На молодого Гоголя рецензии эти подействовали угнетающе, и он, по свидетельству П.А. Кулиша, «тотчас же, в сопровождении верного своего слуги Якима, отправился по книжным магазинам, собрал экземпляры, нашел в гостинице нумер и сжег все до одного».

Уцелело, по подсчетам библиографов, три или четыре экземпляра книги, представляющие собой величайшую библиографическую редкость. Я не слышал, чтобы «Ганц Кюхельгартен» имелся сейчас в каком-либо частном собрании.

Гоголь до конца жизни сумел сохранить в тайне, что «В. Алов» — это его псевдоним. При жизни автора книжка не переиздавалась, и первое указание на принадлежность ее перу Гоголя последовало лишь в 1852 году. Документальное подтверждение этому было найдено и того позже. Только в 1909 году нашли и опубликовали в «Русском архиве» письмо Гоголя к цензору К. Сербиновичу, с просьбой ускорить прохождение его «Ганца Кюхельгартена» через цензуру. Вопрос об авторстве Гоголя стал уже бесспорным.

До этого тайна была известна только самому Гоголю и его верному Якиму. Догадывался об этой гоголевской тайне друг и соученик его по Нежинской гимназии Н.Я. Прокопович, но он молчал до 1852 года. В этом году гениальный русский сатирик, начавший свою деятельность сожжением «Ганца Кюхельгартена» и кончивший ее сожжением рукописи второго тома «Мертвых душ», ушел в вечность.

Один из весьма немногих уцелевших экземпляров сожженной автором книги «Ганц Кюхельгартен» мне лишь единожды удалось подержать в руках. Только подержать...

Из «Книжных редкостей» И. Остроглазова (1892 г.): «Первое сочинений Гоголя, им сожженное после резких рецензий в Московском телеграфе (1829 № 12) и в Северной пчеле (1829 № 87). В настоящее время из этого издания известны только четыре экземпляра : 1) мой, находившийся прежде в библиотеке Михаила Петровича Погодина, а ему присланный инкогнито Гоголем с собственноручною надписью: „Михаилу Петровичу Погодину от издателя“; 2) находившийся в библиотеке П.А. Плетнева, присланный ему также инкогнито; 3) находящийся в Ник. Сав. Тихонравова; 4) поступивший от Павла Васильевича Щапова в библиотеку Исторического музея Цесаревича Николая. После смерти Погодина, Ганц Кюхельгартен был куплен у одного из его наследников известным московским библиофилом Мазуриным, у которого он был куплен также любителем книг В.Я. Рошфором за 75 рублей, а от сего последнего он был приобретен мною».

Историю известных библиографам экземпляров не составляет труда отследить. Первый и четвертый экземпляры после смерти Остроглазова в составе остальных книжных редкостей были приобретены московскими собирателями Рогожиными, которые, в свою очередь завещали свое собрание Историческому музею в Москве. Третий экземпляр, принадлежавший Н.С. Тихонравову, после смерти владельца был приобретен Румянцевским музеем (разумеется, в составе остальной библиотеки). Библиотеку Плетнева, в которой находился второй экземпляр, в 1911 году приобрела Академия наук для Пушкинского Дома.

Н.Б. № 6, Геннади № 150 — «Немногие сохранившиеся экземпляры должны считаться величайшей редкостью. Видел у Н.С. Тихонравова, в Москве», Дезидерата № 282, Бурцев № 362, Остроглазов № 38.

Аукцион №194
28 ноября 2019 года
Аукцион завершён

Редкие книги, автографы, фотографии, исторические бумаги, плакаты и открытки

28 ноября Аукционный дом «Литфонд» проведет аукцион редких книг, рукописей, автографов, фотографий, увражей, плакатов, исторических бумаг, открыток и других редких предметов.

Первым лотом будет представлено частное собрание из 800 гравированных портретов XVII-XIX веков, содержащее портреты практически всех выдающихся деятелей Века Просвещения — монархов, сановников, полководцев, деятелей церкви и науки как европейских, так и российских: императрица Елизавета, Ф. Головин, С. Долгорукий, И.С. Бах, Франческо I Медичи, Карл V, Изабелла Португальская и пр. Это наиболее крупное собрание гравированных портретов, которое сохранилось в частных руках, замечательное по превосходному подбору гравюр, исполненных лучшими мастерами.

Среди уникальных автографов, замечательный и автором и адресатом, инскрипт поэта В. Брюсова не менее знаменитому собрату по перу, москвоведу В. Гиляровскому на книге «За моим окном» (1913): «Владимиру Алексеевичу Гиляровскому в знак уважения от всегдашнего читателя Валерий Брюсов». В ряду подобного рода уникальных рукописей и автографов музейного уровня собственноручная расписка Сергея Есенина в получении им денег за книгу «Солнце во гробе» (1921): «Семьдесят тыс. руб. за 50 экз. „Солнца во гробе“ с Лавки писателей получил. С. Есенин. 11 фев 1921». На оборотной стороне карандашом другой рукой: «Расписка взамен вчерашней». Известно, что стихи для книги Рюрика Ивнева «Солнце во гробе» были отобраны самим Есениным, с которым автора к этому времени связывала крепкая дружба. Впервые Ивнев встретился с Есениным 26 марта 1915 года на «поэзовечере» Игоря Северянина в Александровском зале Городской Думы. «В антракте подошел ко мне юноша, почти мальчик, одетый скромно, но вполне прилично, — вспоминал Р. Ивнев. — Я — Есенин, — говорит он, — я тоже пишу стихи. Я попросил его почитать стихи. (...) Я никогда не забуду того первого впечатления. Не помню теперь, какие именно стихи он читал, но, может быть, отчасти потому, что я ждал вялых, скучных и плохих строк, я был потрясен — в полном смысле этого слова».

Чрезвычайно интересна для любителей творчества знаменитых русских эмигрантов рукопись Алексея Ремизова со списком подготовленных к печати книг. Здесь он пишет: «Жизнь моя прошла под знаком: „гони в шею“: меня выгнали из Университета, из Строгановского училища и <зачеркнуто> по грехам моим...». Известно, что судьба действительно испытывала Ремизова. Хотел стать ученым — исключили из университета. Хотел стать музыкантом — дирижер прогнал из любительского оркестра. Актером — удалили за то, что свалил декорацию и «прищемил какую-то пигалицу». Художником — выгнали из Строгановского училища. И пошел Ремизов в писатели через трудности и боль...

Не менее уникальна и рукопись уже признанного классика русской литературы Венедикта Ерофеева «Василий Розанов глазами эксцентрика» (1972). «Алексей Маресьев сказал: „У каждого в душе должен быть свой комиссар“. А у меня в душе нет своего комиссара. Нет, разве это жизнь? Это не жизнь, это фекальные воды, водоворот из помоев, сокрушение сердца. Мир погружен во тьму и отвергнут Богом...».

Со всеми лотами аукциона можно ознакомиться на предаукционной выставке в офисе Аукционного дома «Литфонд» (Нижний Кисловский пер., д. 6, стр. 2) с 20 по 27 ноября 2019 года (кроме воскресенья и понедельника). Аукцион состоится 28 ноября в 19:00 там же.

По всем вопросам просьба обращаться по тел. +7 495.792.48.92; +7 985.969.77.45; e-mail: info@litfund.ru; каталог в Интернете: www.litfund.ru/auction/194, каталог и участие в онлайн-аукционе через систему Bidspirit: https://litfund.bidspirit.com/.

  • Что такое «Литфонд»?

    Аукционный дом «Литфонд» — безусловный лидер среди аукционных домов России, занимающий около 60% рынка, с доходностью более 120% (по материалам раздела «Аналитика» портала rus-auction.com). Кроме ключевого направления «Антикварная книга» в портфолио «Литфонда» торговля живописью, графикой и предметами декоративно-прикладного искусства (в том числе фарфором, стеклом и бронзой). Всего в Москве и Санкт-Петербурге организуется около 100 аукционов в год.

    «Литфонд» — член Международной гильдии антикваров-книжников (ILAB). Все эксперты аукционного дома имеют большой опыт работы в сфере атрибуции антиквариата, являются сертифицированными экспертами Министерства культуры РФ. Для самых сложных экспертиз аукционный дом привлекает ведущих сотрудников крупнейших государственных музеев и библиотек.

    «Литфонд» обладает закрытой базой данных по всем значимым продажам редких книг и предметов антиквариата как в стране, так и зарубежом, имеет обширную справочную библиографическую и книговедческую библиотеку, поэтому четко отслеживает все новости мира антиквариата и постоянно анализирует актуальные тренды современного искусства.

  • Как я могу купить заинтересовавший меня лот?

    Выбор аукциона:

    Вы можете ознакомиться с каталогами всех предстоящих аукционов на этой странице. Лоты, включенные в каталог аукциона, представлены на наших предаукционных выставках. Предаукционный показ открывается за 7-10 дней до даты торгов. Настоятельно рекомендуем вам перед участием в аукционе посетить выставку и внимательно просмотреть интересующие вас предметы.

    Регистрация для участия в торгах:

    Вам необходимо зарегистрироваться на те торги, в которых вы хотите принять участие. По вашему желанию вы можете участвовать в аукционе лично или онлайн, также возможно участие через представителя аукционного дома (телефонный звонок во время торгов), или через систему Bidspirit. На сайте Литфонда есть возможность оставить заочную ставку, пройдите, пожалуйста, процедуру регистрации, заполнив форму по ссылке.

    Если вы регистрируетесь в первый раз, устроитель аукциона вправе по своему усмотрению затребовать выписки со счетов и другие финансовые документы, подтверждающие платежеспособность участника аукциона.

    Способы участия в торгах:

    • Личное участие
      После регистрации и получения номера участника, пройдите в зал. Когда интересующий вас лот объявляется аукционистом, необходимо поднять номер участника в знак согласия с запрашиваемой суммой, и продолжать его поднимать до тех пор, пока возрастающие ставки вас устраивают. Победителем становится участник, предложивший наибольшую сумму. Третий удар молотка оповещает о завершении торгов по лоту.
    • Онлайн-участие
      Прямая трансляция на Bidspirit.com позволяет вам принять непосредственное участие в торгах и следить за всем, что происходит во время аукциона с помощью Интернета. Загляните на сайт https://litfund.bidspirit.com/, чтобы узнать больше о системе онлайн-торгов и зарегистрироваться там в качестве участника. Ставки, сделанные на сайте Bidspirit.com, синхронизируются с сайтом Литфонда и отображаются в каталоге аукциона в соответствующем лоте как «Лидирующая ставка»
    • Торги по телефону
      Если вы не можете лично присутствовать на аукционе, у вас есть возможность участвовать в торгах по телефону. Наш сотрудник будет к вашим услугам, сообщая вам о ходе торгов по выбранному лоту и принимая ваши ставки. Для регистрации телефонных ставок перейдите, пожалуйста, по данной ссылке.
      Ввиду ограниченного количества телефонныx линий, просим регистрироваться на торги не позднее 15:00 в день проведения аукциона.
    • Заочные торги
      Заполните специальную форму «Максимальная ставка», которую можно найти на странице описания каждого лота каталога. Укажите размер максимальной ставки за каждый интересующий вас лот. Напоминаем, что ставка не может быть ниже указанного эстимейта.
      Максимальная ставка  это макимальная сумма, которую вы готовы потратить на выкуп лота (комиссионный сбор рассчитываетя отдельно при оплате предмета, размер комиссионного сбора указан в правилах проведения аукциона).
      Прием заочных ставок заканчивается за некоторое время до начала аукциона, время окончания приёма ставок указано в подробном описании аукциона. Во время торгов уполномоченный сотрудник Аукционного дома, торгуясь, приобретет для вас лот за минимально возможную цену. 
      Обратите внимание, заочные ставки не отображаются на сайте.
  • Как я могу выставить предмет на аукцион?

    Наши экcперты готовы провести первичную оценку предметов антиквариата, которые вы хотели бы выставить на торги.

    К вашим услугам:

    • по вопросам оценки и приемки предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики: 
      Екатерина Чеснова, chesnova@litfund.ru;
    • по вопросам оценки и приемки книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток и исторических бумаг:
      Алеся Михеева, miheeva@litfund.ru.
  • Как с вами связаться?
    • Режим работы Аукционного дома и художественной галереи «Литфонд»:
      прием посетителей ежедневно, кроме воскресенья, понедельника и пятницы с 11 до 20 часов строго по предварительной записи.
    • Выкуп лотов и получение средств:
      вторник, среда, четверг, суббота с 12 до 19 часов строго по предварительной записи.
      E-mail: info@litfund.ru
    • По вопросам оплаты лотов и получения выплат:
      Агата Бочарова, agata@litfund.ru.
    • По вопросам оценки и приемки книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток и исторических бумаг:
      Алеся Михеева, miheeva@litfund.ru.
    • По вопросам оценки и приемки предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики:
      Екатерина Чеснова, chesnova@litfund.ru.
    • Наш адрес: Москва, Большой Харитоньевский переулок, д. 24, стр. 2, этаж 2.. Посмотреть на карте.
    • Телефон: +7 (495) 792-48-92.

Топ-лоты аукциона

Лот 101

Собственность Глазунова

  • Альбом двадцатипятилетия Товарищества передвижных художественных выставок. 1872-1897 / Издание художественной фототипии К.А. Фишер (под непосредственным ...
Лот 200

Что делал Малевич в 1616 году?

  • [С ошибкой на 300 лет] Каталог выставки картин русских и польских художников, устроенной в пользу пострадавших от войны поляков. М., 1916. [12] с. ...
Лот 233

Галочки от Маяковского

  • Маяковский, В.В. Третий Интернационал. Галочки от Маяковского Борису Александровичу. Стихи. М., 1923. 10 л. рукописи и коллажей. 17,8×11,2 см. ...
Лот 7

Где-то между Ленинградом и Москвой…

  • [Один из первых видов Летнего сада в Петербурге] Гравюра: Перспективный вид на виллу для отдыха в окрестностях Москвы возле канала, ведущего ...
Лот 191

Сердечный привет Осипа Мандельштама

  • Поздравительное письмо Осипа Мандельштама. Б.м., б.г. Выполнено на открытке 14×9 см. Загрязнения, потертости, сбиты углы. На адресной стороне владельческий ...

    Ближайшие аукционы